СКУД на складских объектах
СКУД-СКЛАД: организация контроля доступа на складских объектах
Перечни типового оборудования складов хорошо описаны во всех профильных классификаторах, однако по ним сразу видно, что построение системы контроля и управления доступом (СКУД) далеко не самая главная и не самая первая задача в деле организации склада. Однако если ее не рассмотреть заранее, в комплексе с выбором и функционированием других технологических систем и систем безопасности, то при дальнейшей эксплуатации склада неизбежно возникают проблемы. Специфика данной темы обусловлена сложностью формулировки понятия «типовой склад», так как на практике склады очень сильно отличаются по масштабу, по режиму и алгоритмам работы, по характеру хранящихся продуктов, по принадлежности и т.п. Поэтому для грамотного построении систем контроля доступа надо обращаться к специалистам контроля доступа, которые смогут учесть все индивидуальные особенности данного склада, а также все специфические требования со стороны заказчика - владельцев или административных лиц склада. Более того, склад редко является самостоятельным объектом, чаще - одним из подразделений в составе компаний, учреждений и организаций различных сфер жизнедеятельности. В этой связи СКУД склада будет являться неким продолжением общей системы всего учреждения, со своими сложившимися принципами и особенностями. Тем не менее, можно сформулировать несколько отдельных типовых задач, в решении которых требуются и будут весьма полезны различные технологии контроля доступа.
На практике в большинстве СКУД складских помещений выделяют два типа пользователей: сотрудники склада и посетители (клиенты). Иногда полезно отличать клиентов, которые связаны с ввозом товара на склад, от клиентов, занимающихся вывозом. Но все это требуется только тогда, когда выделяется хотя бы одна зона с контролируемым доступом в нее. Кстати, значительное количество складов общегражданского коммерческого значения как раз и ограничиваются одной зоной контроля, совпадающей с общей огороженной территорией. Вход и въезд на данную территорию производится через типовой контрольно-пропускной пункт (КПП), на котором используются управляемые преграждающие устройства -ворота или шлагбаум для транспорта и различные типы турникетов для прохода сотрудников и посетителей. В более ответственных случаях производится множественное зонирование территории складского объекта, причем с разным уровнем доступа в каждую из зон. В этих случаях значение и сложность системы доступа на объекте возрастают.
Важной типовой задачей для складов является контроль транспорта, обеспечивающего ввоз и вывоз товара. Вариантов автоматизированного решения данной задачи достаточно много, но все они привязаны к выбранному типу идентификаторов транспорта, а также принципам идентификации и принятия решения о допуске. В этом вопросе очень важно соблюсти грамотный баланс между полномочиями охранника и автоматики, причем так, чтобы последняя помогала охраннику, а не вступала в конфликт и не подменяла его. В качестве идентификаторов чаще всего используются: проксимити карточки (различных стандартов), RFID метки дальнего считывания, радиоканальные брелоки, регистрационные автомобильные номера. Все популярные профессиональные российские СКУД позволяют использовать различные типы идентификаторов в различном сочетании, причем в составе единой системы. Сама логика учета транспорта очень индивидуальна. Помимо фиксации факта въезда (выезда) транспортного средства нередко используется контроль времени пребывания, подсчет количества средств, весовой контроль, фиксация перечня ввозимых товаров, механизм дополнительного подтверждения охранником и др. Для подобных расширенных задач ПО используемой СКУД должно обладать данным функционалом или иметь возможность интеграции с другими подсистемами автоматизации. Например, не всегда есть непосредственная связь между видеосистемами распознавания автомобильных номеров и базой СКУД, что снижает эффективность всей системы в целом.
В рамках складской специфики редко требуется функция трассировки и определения места нахождения конкретного сотрудника. Зато эта же информация о погрузочных механизмах бывает очень полезна. На практике нередко используется контроль авто и электропогрузчиков и на предмет их текущего местонахождения, и на предмет отчетов статистики их движения. В этих случаях чаще всего используются RFID метки дальней идентификации и соответствующие считыватели, размещенные в створе складских ворот или различных складских зон. Важно чтобы ПО СКУД умело обеспечивать трассировку объекта и формировать отчеты его перемещений.
И еще один момент, важный для всех объектов, а для складов особенно. Все-таки на складах хранят материальные ценности, которые могут пропасть, затеряться или быть предметом нездорового интереса различных групп людей. Поэтому очень часто возникает насущная задача разобраться задним числом с недостачей, с пересортицей или иными выявленными проблемами.События о проходах и проездах, зафиксированные в архиве СКУД, имеют для подобных расследований важное значение, многократно возрастающее при грамотной и органичной интеграции СКУД с системой видеонаблюдения. Некоторые российские СКУД обладают штатной возможностью видеоверификации всех событий доступа, причем как онлайн, так и архивных событий. И об этой функции целесообразно задуматься еще на этапе выбора СКУД и системы видеонаблюдения для оборудования склада.